ФОРМИРОВАНИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Сегодня среди требований
федерального стандарта общего образования лежит представление об образовании
именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение
нового поколения детей и подростков к базовым ценностям отечественной и мировой
культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества. 
Структура гражданской
идентичности личности  включает следующие
компоненты:
•        когнитивный
(познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества,
государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах,
политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и
целях;
•        эмоционально-оценочный
(коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие
собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко
выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
•        ценностно-ориентировочный
(аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение,
признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение
определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к
принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых
основ государства и общества;
•        деятельностный
(поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения;
желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны;
самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и
противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения,
действия и их последствия.
В рамках урочной деятельности
гражданская идентичность формируется постепенно. Представляется возможным
выделить три уровня формирования гражданской
идентичности: 
·       
уровень групповой гражданской идентичности  - учащемуся необходимо освоить групповые
(социальные) нормы и ценности поведения.
·       
уровень нации и национальной культуры – формируется
идентичность гражданина страны, при признании разнообразия и самобытности
граждан других государств. 
·       
Глобальный  уровень - как перспективу развития общества -
обеспечить формирование идентичность «гражданина мира», реализующего «всемирное
гражданское состояние» как объединение национально-государственных форм гражданственности
в мировом масштабе. Реализация идентичности «гражданина мира» происходит через обсуждение
таких глобальных проблем как  защита
окружающей среды, права человека, глобальные социальные сети. 
Иностранный язык, как и другие
гуманитарные предметы (литература, история) традиционно несли большой
воспитательный потенциал. Кроме того, требования ФГОС к формированию
гражданской идентичности перекликаются с требованиями ФГОС по иностранным
языкам, так как наряду с такой ключевой компетенцией как предметная (подразумевающая
овладение системой иностранного языка), на уроках иностранного языка учащиеся
овладевают такими компетенциями как:
·       
коммуникативная
·       
социальная
·       
социо-культурная
Содержание воспитательного
аспекта составляют те средства,
благодаря которым достигаются планируемые
результаты: 
·       
выбор
тем и проблем, обсуждаемых на уроках. Обсуждение таких тем как
«Семья», «Работа», «Образование», «Хобби», «Закон», «Экология», «Путешествия»
позволяет формировать навыки критического мышления, соотнести свои взгляды с
нормами общественной морали, поднять проблемы толерантности, проблемы
современной семьи, проблемы общей культуры в нашей стране, проблемы
национальной культуры, заставить учащихся задуматься о них. Таким образом,
посредством таких методов как анализ, сопоставление, сравнение у учащихся
формируются когнитивный, эмоционально-оценочный и ценностно-ориентировочный
компоненты гражданской идентичности. На данном этапе уже представляется
возможным говорить о самоидентификации на уровне на нации и национальной
культуры  с выходом на глобальный
уровень.
·       
непосредственно
содержание используемых УМК (тексты, аудиоматериал, дающие
элементарные представления о моральных правилах и нормах нравственного
поведения, формирующие представления о дружбе, доброте, взаимоотношениях в
семье, классе, школе. Тексты, воспитывающие любовь к природе и животному миру
России, а также способствующие воспитанию ценностного отношения к своей малой
родине, народу, России, уважительное отношение к родному языку. Тексты,
способствующие осознанию своей культуры через контекст культуры англоязычных
стран. ) Благодаря содержанию используемых УМК формируются на уровне нации и
национальной культуры формируются такие компоненты гражданской идентичности как
когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный. 
·       
организация
работы учащихся на уроке (работа 
в паре, в группе) способствует формированию таких компонентов
гражданской идентичности как эмоционально-оценочный и ценностно-ориентировочный
на уровне групповой гражданской идентичности
·       
проектная
деятельность учащихся подразумевает использование полученных
на уроках знаний для самостоятельного сопоставления, сравнения различных
культур. Изучение, анализ и представление достижений российской науки и
культуры формируют когнитивный, эмоционально-оценочный и ценностно-ориентировочный
компоненты гражданской идентичности на уровне нации и национальной культуры.
·       
участие
учащихся в мероприятиях и конкурсах разного уровня
стимулирует активную жизненную и гражданскую позицию учащихся. Так, участвуя в конкурсах по обществознанию, ребята
пишут эссе на русском и английском языках, в которых говорят о желании
представлять свою культуру, изучать культуры других стран, общаться со
сверстниками, делиться опытом. Конкурсы
на знание истории и культуры стран изучаемого языка стимулируют интерес не
только к иностранной культуре, но и к своей собственной, так как содержат
задания, требующие сравнения культур, например, России и Великобритании.  Международные
программы по обмену дают учащимся возможность достойно представить Россию
за рубежом. 
Комментариев нет:
Отправить комментарий